Диагноз – это не приговор,
диагноз – это успешный старт
на пути к формированию полноценной речи.
Проблема нарушений письменной речи у детей — одна из самых актуальных для начальной школы, поскольку письмо и чтение на начальных этапах обучения являются целью, а в дальнейшем средством получения знаний учащихся. Считаю, что наличие отдельной тематической страницы, посвященной системе работы по обследованию речи учащихся младших классов, является оправданным для портфолио учителя - логопеда, т.к постановка правильного диагноза (как результат обследования) является важным шагом на пути развития и корреции речи учащихся.
За основу методики обследования взяты речевые пробы экспресс-диагностики Фотековой Т.А. Предусмотрено проведение углубленного исследования всех компонентов устной речи: фонетики, лексики, грамматики; а также всех видов письменной речи: списывания, самостоятельного письма. Так как высшие психические процессы и речь взаимосвязаны, обследованию подлежат зрительно-моторные координации и пространственно-временные представления.
Отличительными чертами применяемой мною экспресс-диагностики являются:
— полнота обследования;
— соотнесение лексического материала с возрастными нормами речи, характерными для данного возраста;
— доступность и простота применения;
— возможность применять данную методику как целиком, так и частично (использование ключевых заданий позволяет сократить время исследования, получив при этом достаточно полную картину нарушения);
— возможность многократного применения методики (сначала для обследования речи детей с ОНР в первом классе, затем — речи учащихся 2-4 классов).
Экспресс-диагностика содержит задания и пробы, которые выявляют актуальный уровень речевого развития младших школьников.Система обследования устной речи детей состоит из шести серий.
Серия 1. Исследование звукопроизношения — содержит пробы на обследование произношения звуков через отраженное проговаривание предложений.
Серия 2. Исследование фонематического слуха — содержит пробы, направленные на проверку состояния фонематического восприятия, сформированности фонематических представлений, фонематического анализа.
Серия 3. Исследование слоговой структуры — содержит пробы, направленные на проверку состояния слогового состава слова, сформированности слогового анализа.
Серия 4. Исследование словаря — содержит пробы, направленные на выявление объема словарного запаса детей.
Серия 5. Исследование грамматического строя речи — содержит пробы, направленные на проверку навыков словообразования, словоизменения и согласования.
Серия 6. Исследование связной речи — содержит два вида заданий: составление рассказа по серии картинок и пересказ.
Из показателей исследований по всем шести сериям складывается индивидуальный речевой профиль ребенка с нарушением устной речи. Он заполняется на каждого младшего школьника, зачисленного на логопункт и на всю группу с указанием среднего показателя по каждой серии.
Индивидуальный речевой профиль ребенка с ОНР
(речевой профиль группы заполняется аналогично)
Образец заполнения индивидуального
речевого профиля ребенка с ОНР
Из показателей исследований по всем шести сериям складывается индивидуальный речевой профиль ребенка с нарушением устной речи. Он заполняется на каждого младшего школьника, зачисленного на логопункт и на всю группу с указанием среднего показателя по каждой серии.
Индивидуальный речевой профиль ребенка с ОНР
(речевой профиль группы заполняется аналогично)
Н — начало года С — середина года К — конец года
Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К | |
100% | ||||||||||||||||||
95% | ||||||||||||||||||
90% | ||||||||||||||||||
85% | ||||||||||||||||||
80% | ||||||||||||||||||
75% | ||||||||||||||||||
70% | ||||||||||||||||||
65% | ||||||||||||||||||
60% | ||||||||||||||||||
55% | ||||||||||||||||||
50% | ||||||||||||||||||
45% | ||||||||||||||||||
40% | ||||||||||||||||||
35% | ||||||||||||||||||
30% | ||||||||||||||||||
25% | ||||||||||||||||||
20% | ||||||||||||||||||
15% | ||||||||||||||||||
10% | ||||||||||||||||||
5% | ||||||||||||||||||
0% | ||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 — звукопроизношение 4 — словарь
2 — фонематическое восприятие 5 — грамматический строй
3 — слоговая структура 6 — связная речь
Образец заполнения индивидуального
речевого профиля ребенка с ОНР
Н — начало года С — середина года К — конец года
Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К | |
100% | ||||||||||||||||||
95% | ||||||||||||||||||
90% | ||||||||||||||||||
85% | ||||||||||||||||||
80% | ||||||||||||||||||
75% | ||||||||||||||||||
70% | ||||||||||||||||||
65% | ||||||||||||||||||
60% | ||||||||||||||||||
55% | ||||||||||||||||||
50% | ||||||||||||||||||
45% | ||||||||||||||||||
40% | ||||||||||||||||||
35% | ||||||||||||||||||
30% | ||||||||||||||||||
25% | ||||||||||||||||||
20% | ||||||||||||||||||
15% | ||||||||||||||||||
10% | ||||||||||||||||||
5% | ||||||||||||||||||
0% | ||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 — звукопроизношение 4 — словарь
2 — фонематическое восприятие 5 — грамматический строй
3 — слоговая структура 6 — связная речь
Наряду с диагностикой устной речи проводится обследование состояния письменной речи учащихся.По результатам логопедического обследования заполняется речевая карта на каждого ребенка, составляется план коррекционной работы. Готовится и сдается администрации школы аналитическая справка по результатам обследования.
Комментариев нет:
Отправить комментарий