Работа по обследованию устной и письменной речи учащихся на школьном логопункте

Диагноз – это не приговор,
диагноз – это успешный старт
на пути к формированию полноценной речи.
Проблема нарушений письменной речи у детей — одна из самых актуальных для начальной школы, поскольку письмо и чтение на начальных этапах обучения являются целью, а в дальнейшем средством получения знаний учащихся.
Считаю, что наличие отдельной тематической страницы, посвященной системе работы по обследованию речи учащихся младших классов, является оправданным для портфолио учителя - логопеда, т.к постановка правильного диагноза (как результат обследования) является важным шагом на пути развития и корреции речи учащихся.
За основу методики обследования взяты речевые пробы экспресс-диагностики Фотековой Т.А. Предусмотрено проведение углубленного исследования всех компонентов устной речи: фонетики, лексики, грамматики; а также всех видов письменной речи: списывания, самостоятельного письма. Так как высшие психические процессы и речь взаимосвязаны, обследованию подлежат зрительно-моторные координации и пространственно-временные представления.
Отличительными чертами применяемой мною экспресс-диагностики являются:

— полнота обследования;
— соотнесение лексического материала с возрастными нормами речи, характерными для данного возраста;
— доступность и простота применения;
— возможность применять данную методику как целиком, так и частично (использование ключевых заданий позволяет сократить время исследования, получив при этом достаточно полную картину нарушения);
— возможность многократного применения методики (сначала для обследования речи детей с ОНР в первом классе, затем — речи учащихся 2-4 классов).
Экспресс-диагностика содержит задания и пробы, которые выявляют актуальный уровень речевого развития младших школьников.

Система обследования устной речи детей состоит из шести серий.
Серия 1. Исследование звукопроизношения — содержит пробы на обследование произношения звуков через отраженное проговаривание предложений.
Серия 2. Исследование фонематического слуха — содержит пробы, направленные на проверку состояния фонематического восприятия, сформированности фонематических представлений, фонематического анализа.
Серия 3. Исследование слоговой структуры — содержит пробы, направленные на проверку состояния слогового состава слова, сформированности слогового анализа.
Серия 4. Исследование словаря — содержит пробы, направленные на выявление объема словарного запаса детей.
Серия 5. Исследование грамматического строя речи — содержит пробы, направленные на проверку навыков словообразования, словоизменения и согласования.
Серия 6. Исследование связной речи — содержит два вида заданий: составление рассказа по серии картинок и пересказ.
Из показателей исследований по всем шести сериям складывается индивидуальный речевой профиль ребенка с нарушением устной речи. Он заполняется на каждого младшего школьника, зачисленного на логопункт и на всю группу с указанием среднего показателя по каждой серии.
Индивидуальный речевой профиль ребенка с ОНР
(речевой профиль группы заполняется аналогично)

Н — начало года                  С — середина года               К — конец года


Н
С
К
Н
С
К
Н
С
К
Н
С
К
Н
С
К
Н
С
К
100%


















95%


















90%


















85%


















80%


















75%


















70%


















65%


















60%


















55%


















50%


















45%


















40%


















35%


















30%


















25%


















20%


















15%


















10%


















5%


















0%



















1
2
3
4
5
6

1 — звукопроизношение                            4 — словарь
2 — фонематическое восприятие              5 — грамматический строй
3 — слоговая структура                              6 — связная речь

Образец заполнения индивидуального
речевого профиля ребенка с ОНР
Н — начало года                  С — середина года               К — конец года

Н
С
К
Н
С
К
Н
С
К
Н
С
К
Н
С
К
Н
С
К
100%


















95%


















90%


















85%


















80%


















75%


















70%


















65%


















60%


















55%


















50%


















45%


















40%


















35%


















30%


















25%


















20%


















15%


















10%


















5%


















0%



















1
2
3
4
5
6
1 — звукопроизношение                                        4 — словарь
2 — фонематическое восприятие                          5 — грамматический строй
3 — слоговая структура                                          6 — связная речь
Наряду с диагностикой устной речи проводится обследование состояния письменной речи учащихся.
По результатам логопедического обследования заполняется речевая карта на каждого ребенка, составляется план коррекционной работы. Готовится и сдается администрации школы аналитическая справка по результатам обследования.

Комментариев нет:

Отправить комментарий